Четвертый бой правительства России с рынком бензина

Фото pixabay.com

Прав был Экклезиаст, когда говорил, что нет ничего нового под солнцем. Каждый раз, когда в России происходит экономический кризис, за ним следует кризис на рынке бензина. Механизм этого явления прост: на пике экономического кризиса правительство ограничивает цены на бензин для того, чтобы смягчить последствия кризиса, а затем «забывает» вернуться к рыночным ценам. В результате производство и продажа бензина становятся убыточными, появляется дефицит бензина и в некоторых регионах России цены на бензин за день подскакивают в 2-2,5 раза.

Для ликвидации бензинового кризиса кабинет министров обычно создает правительственную комиссию. Весь смысл работы этой высокой комиссии состоит в том, чтобы объяснить чиновникам, что в условиях рыночной экономики нельзя устанавливать фиксированные цены. Для регулирования цен на бензин есть рыночные механизмы: ограничение роста налогов, конкуренция, укрепление национальной валюты и заградительные пошлины на экспорт бензина. После завершения «курса молодого бойца» чиновники, как правило, переходят к разумной работе.

Сейчас в России развивается четвертый бензиновый кризис со времени распада СССР. В четвертый раз наше правительство твердой стопой наступает на те же грабли. По опыту известно, что пострадает от этого население, то есть мы с вами. Очень хочется, чтобы каждый новый состав правительства учился на ошибках предшественников, но нет, они стремятся учиться только на своих ошибках.

В этот раз атака на бензиновый рынок ведется по всем правилам военной науки. С 1 июня с.г. правительство снизило налоговую нагрузку на бензин, то есть, используя рыночный механизм регулирования, временно остановило рост цен. Это позволило выиграть время для того, чтобы перегруппировать силы и начать массированную атаку на бензиновый рынок. Стало очевидно, что в этот раз целью является полная ликвидация рынка бензина и переход к социалистической системе распределения топлива.

31 октября 2018 года правительство собрало всех руководителей компаний, владеющих нефтеперерабатывающими заводами. Им был представлен документ, согласно которому фиксировались отпускные цены на бензин и дизтопливо на уровне июня 2018 года, а также объемы поставок этих топлив в регионы страны на уровне 2017 года плюс три процента. Компаниям было приказано подписать документ и немедленно приступить к его исполнению. После этого правительству надо было бы собрать Президиум РАН и приказать отменить закон всемирного тяготения. Результат был бы тот же – никакой.

Фактически это означает переход к административному регулированию цен и прямому распределению поставок бензина и дизтоплива, то есть к социализму. У социализма, как мы знаем на собственном опыте, есть две главные особенности: тотальный дефицит и черный рынок с ценами в несколько раз выше, чем административно установленные. Я хорошо помню, как вставал в очередь в 6 утра, чтобы к 12 дня купить канистру бензина по официальной цене. При этом в кустах 12-летние мальчишки, неподсудные по статье о спекуляции, без очереди продавали бензин в пять раз дороже.

В результате административного регулирования рынок бензина в России потерял ликвидность. Производство и продажа бензина в среднем приносят убыток в 2 рубля за литр или 2,7 тысячи рублей за тонну. Это видно из отчетов компаний за 9 месяцев, опубликованных на прошлой неделе. Это видно и из разницы цен на бирже и из скачков цен на АЗС. На внутреннем рынке России в этом году будет продано 35 миллионов тонн бензина и 33 миллиона тонн дизтоплива, то есть убытки участников рынка составят 175 миллиардов рублей. Ясно, что и производители, и продавцы сделают все, чтобы уйти с рынка.

После фиксации цен НПЗ на бирже выяснилось, что цены продолжают расти. Рост обеспечивают крупные оптовики, которых правительства назвало «спекулянтами» и предложило запретить им участвовать в биржевой торговле. Роль крупных оптовиков на рынке огромна, вспомните, например компанию Гленкор. Мелкие потребители просто не в состоянии покупать большие партии товара, а НПЗ не могут полностью перейти к мелкооптовой торговле, так как для этого у них нет ни сил, ни средств. Для административного регулирования цен на бензин правительству придется ликвидировать биржу и другие рыночные механизмы.

Если война с рынком бензина затянется, то есть на его восстановление потом уйдут годы. По уже имеющимся результатам работы нынешнего состава правительства видно, к чему приведет атака на рынок бензина. Во-первых, нефтяные компании понесут убытки и снизят дивиденды. Исходя из тех данных, которые раскрыли нефтекомпании в своих отчетах, из-за административного регулирования цен на бензин государственный бюджет 2019 года уже потерял 72 миллиарда рублей. А ведь есть еще потеря части дивидендов «Газпром нефти», да и год еще не кончился. Во-вторых, будет ликвидирована биржевая торговля бензином и дизельным топливом. В-третьих, полностью прекратится реконструкция НПЗ и начнет снижаться качество нефтепродуктов. В-четвертых, будет постоянно сокращаться производство бензина и дизельного топлива и в России возникнет дефицит этих топлив. Дефицит вызовет возникновение черного рынка бензина и дизельного топлива с ценами 200-250 рублей за литр. Наконец, в-пятых, большинство владельцев независимых АЗС разорятся, и их число сократится вдвое – до 12 тысяч АЗС. Во многих регионах останется не более одной АЗС.

Дальнейшие последствия, увы, предсказуемы.

Источник: pravda.ru