• Главная
  • >
  • Новости
  • >
  • «Газпром» платит миллиарды евро за воспитание европейцев

«Газпром» платит миллиарды евро за воспитание европейцев

Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган поспособствовали будущему сокращению транзита российского газа через Украину. Фото Reuters

Президент Владимир Путин во время визита в Стамбул благословил укладку последнего звена двух ниток газопровода «Турецкий поток» на дно Черного моря. Но если судьба газа из одной половины «Потока» уже определена, этот газ, судя по обещаниям чиновников, турки начнут потреблять с 1 января 2020 года, то по второй ясности пока нет. Ее подведут к границе Европы, но пустят ли туда, а если пустят, то по какому маршруту – еще предстоит определить.

Россия продолжает строительство сети стратегических газопроводов в обход Украины. В понедельник президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган (для которых это уже седьмая встреча в текущем году) приняли участие в церемонии укладки на дно Черного моря последнего звена морского участка газопровода «Турецкий поток», строительство которого «Газпром» начал в мае 2017-го.

Путин дал команду на завершение строительства, после чего глава «Газпрома» Алексей Миллер распорядился с судна Pioneering Spirit спустить в воду трубу с замыкающим стыком. Всего от российской Анапы до турецкого берега трубы протянулись на 930 км. Но так как параллельно укладывали сразу две нитки, Путин говорил на церемонии о том, что на глубинах до двух и более километров проложено в общей сложности около 1800 км труб.

По каждой трубе в год может проходить до 16 млрд куб. м газа. Всю стройку, по крайней мере что касается одной из ниток, планируется завершить к концу следующего года, и газ из нее уже можно считать «пристроенным»: его на корню покупают турки. А вот судьба второй нитки пока не определена.

«По второй – может транзитом через турецкую территорию пойти в страны Южной и Юго-Восточной Европы», – сказал Путин в понедельник. – И это, безусловно, – подчеркнул Путин, – делает из Турции такой серьезный европейский хаб и, без всяких сомнений, будет отражаться на геополитическом положении Турецкой Республики».

Напомним, что решение о строительстве «Турецкого потока» было принято после того, как Болгария под давлением партнеров по ЕС, а также традиционного противника российских энергетических проектов – США отказалась от выдачи разрешения на выход газпромовского «Южного потока» на свой берег. Сначала Россия и Турция подписали в декабре 2014-го меморандум о создании нового, «Турецкого потока», который по объемам повторял «Южный» – четыре нитки примерно по 16 млрд куб. м, то есть всего на 64 млрд куб. м. Но Турция из этого объема подписалась только на четверть, остальное, как сообщалось, должно было пойти дальше в Европу через Грецию.

Позже проект модифицировался, усох наполовину, остались две нитки, причем судьба второй так и не определена до конца. Болгария, Сербия и Венгрия получают сейчас российский газ транзитом через Украину. Чтобы получать его из Турции, этим странам надо модернизировать трубопроводы, запустить реверсное (в обратном направлении) движение газа, а также построить перемычки между собой, как, например, между Болгарией и Сербией.

«Вторая нитка газопровода «Турецкий поток» будет строиться, только если мы получим железобетонные гарантии Еврокомиссии, что они не выкинут такой же номер, как это произошло с «Южным потоком» в отношении Болгарии, которая сейчас снова готова рассмотреть возможность принять к себе вторую нитку «Турецкого потока», – заявлял глава МИД РФ Сергей Лавров в январе этого года. 

Никаких гарантий Еврокомиссия не предоставила, тем не менее «Газпром» протянул по дну моря и вторую нитку, причем стоимость строительства еще в феврале была увеличена с 6 млрд евро до 7 млрд.

В начале октября Сергей Лавров опять говорил о гарантиях со стороны европейцев, но на этот раз речь уже шла о возможном участии Евросоюза и других стран в проекте. «Есть возможность для «Турецкого потока» стать не только российско-турецким проектом, но и проектом с участием Евросоюза и заинтересованных стран, при наличии, безусловно, гарантий, что не будет повторения того, что произошло с «Южным потоком», – заявил Лавров.

За несколько дней до визита Владимира Путина в Стамбул Лавров еще раз заявил: «Вместе с тем мы учитываем печальные уроки «Южного потока» и не хотели бы повторения ситуации».

«Заявления Лаврова о наличии гарантий могут вводить в заблуждение, – сказал «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. – Россия не доверяет Болгарии и хочет разговаривать не с ней, а с теми, кто ранее заставлял болгар отказаться от «Южного потока». Но с США вести разговор глупо, остается только Брюссель. Однако если относить слова Лаврова к условию строительства второй нитки «Турецкого потока», тогда возникает вопрос – зачем строили морской участок без наличия гарантий? Правильнее отнести заявления министра к перспективе будущих газопроводов».

Трубы для «Турецкого потока» уже легли на дно Черного моря.

Фото с сайта www.turkstream.info

По мнению эксперта, вторую нитку «Турецкого потока» «Газпром» будет продавливать так же, как «Северный поток – 2» (СП-2). Как ожидает Юшков, «Газпром» будет заставлять ЕС выполнять собственные законы: «Нельзя запретить строительство  просто потому, что вам политически не нравится российский газ. Есть четкий набор критериев, на основании которых дают разрешение на строительство, законы, где написано, как строить газопровод и т.д. По этим нормам «Газпром» должен дать заявку о том, какие объемы газа и в каком году он будет подавать к границе ЕС. И национальные операторы газотранспортных систем должны будут за свой счет построить газопровод. Это делается для того, чтобы поставщик имел возможность поставлять газ в условиях, когда ему запрещено владеть трубой по нормам Третьего энергопакета». «А вот если европейцы захотят дополнительных поставок по южному маршруту, тогда пусть дают гарантии, так как в этом случае нужно будет расширять газопроводы на территории РФ», – говорит Юшков.

По словам Сергея Лаврова, в случае одобрения профильными структурами Евросоюза продолжение газопровода «Турецкий поток» может пройти через Болгарию, Сербию, Венгрию до газораспределительного центра в австрийском Баумгартене.

«Наиболее выгодным и проработанным с точки зрения технических аспектов является маршрут из Турции в Болгарию, далее в Сербию, Венгрию и Австрию, – поясняет Юшков. – Из Болгарии и дальше этот маршрут повторяет «Южный поток», для которого была определена трасса на местности и проведены все предварительные работы. Кроме того, этот вариант выгоден тем, что можно использовать газопровод, по которому сейчас идет российский газ в Турцию (газопровод через Украину, Румынию, Болгарию). После запуска первой нитки «Турецкого потока» этот газопровод на границе Болгарии и Турции окажется пустым, а значит, его можно будет запустить в реверсе. Соответственно можно сэкономить на строительстве участка газопровода. Минусом данного маршрута является недоверие России болгарским властям».

А плюс состоит в том, что «Северный поток – 2» создал прецедент: немцы доказали, что газопровод из РФ в Европу не является политическим проектом априори. «Значит, болгары смогут говорить: раз СП-2 – экономический проект и его строят, значит, и «Турецкий поток» тоже экономический проект и его можно построить», – говорит эксперт.

По мнению Юшкова, в пользу второго маршрута – из Турции в Грецию и далее в Италию – говорит тот факт, что в межправительственном соглашении России и Турции по «Турецкому потоку» записано, что вторая нитка газопровода пройдет по территории Турции до границы с Грецией, а не Болгарией. «Это не обязывающее соглашение, но все же… Минус проекта – его непроработанность и то, что на юге Италии, куда он придет, нет достаточного спроса на газ, так как там есть поставки из Алжира, а на север Италии российский газ и так поступает по «Северному потоку», – продолжает Юшков.

Но на этом варианты не заканчиваются. Эксперт указывает на третий вариант – наименее проработанный: «Он предполагает строительство трубы из Греции через Македонию и Сербию в Австрию».

Резюмируя, главный плюс «Турецкого потока» – это возможность обойти территорию Украины: снимаются политические риски. А главный минус – неопределенность нового проекта даже с таким большим объемом поставок газа.

Источник: pravda.ru