Красноярский аэропорт оставили без железной дороги

Для развития аэропорта Красноярска необходимо обеспечить железнодорожную перевозку не только пассажиров, но и грузов. Фото с сайта www.krskstate.ru

Реализация проекта строительства грузопассажирской железнодорожной ветки из Красноярска в местный аэропорт пробуксовывает: несмотря на то что президент дважды высказывал ему поддержку, Минтранс и Минфин по-прежнему сомневаются в его экономической целесообразности и отказываются оказывать ему содействие. В результате зимняя Универсиада, которая пройдет в марте 2019 года, останется без железнодорожного сообщения. Под угрозой срыва планы превращения красноярского аэропорта в крупный региональный и международный хаб.

Как Универсиаду-2019 лишили аэроэкспресса

Проект стал обсуждаться с 2013 года, когда Красноярск получил ответственную миссию – проведение в 2019 году зимней Универсиады. По правилам, объекты этого спортивного мероприятия должны находиться в часовой доступности. Для выполнения этого условия аэроэкспресс подходил идеально, поскольку аэропорт Красноярска находится довольно далеко от города. При протяженности линии в 34 км добраться из воздушной гавани в столицу края можно было бы за 50 мин.

Импульс идее придал президент Владимир Путин во время рабочей поездки в Красноярск в марте 2017 года. «Очень хорошая синергия возникает, когда кроме одного вида транспорта можно пользоваться другим для доставки пассажиров. Речь идет о возможной железнодорожной ветке к аэропорту», – заявил глава государства на совещании по подготовке к Универсиаде. Тогдашний министр транспорта Максим Соколов засомневался: воздушная гавань принимает всего 2 млн пассажиров в год – хватит ли этого для окупаемости довольно протяженной ветки? Но президент был настойчив.

«Понятно, что окупаемость должна достигаться в определенные сроки и считается от объема перевезенных пассажиров, но мы с вами также думали, стоит или не стоит строить скоростное железнодорожное сообщение с городом-кластером Сочи. Сейчас это полностью загружено, – напомнил Владимир Путин. – То же самое происходит во Владивостоке, когда говорили, нужно ли нам вообще так обновлять аэропорт и нужно ли к нему подводить железнодорожную ветку. Все загружено и эффективно работает. Эффекты произошли, которые даже и не ожидались, а именно: Владивосток используется в значительной степени как перевалочный пункт для других маршрутов. Поэтому здесь не то чтобы на вырост, но имея в виду, что это (Красноярск. – «НГ») все-таки миллионный город в самом центре страны, в центре Сибири, это всегда будет востребовано. Когда будет инфраструктура, тогда и люди появятся».

Казалось бы, после такого однозначного намека, подкрепленного к тому же официальным поручением правительству рассмотреть этот вопрос, у чиновников не оставалось пространства для самодеятельности. Летом 2017 года концепция проекта была готова. Но, как выяснилось спустя несколько месяцев на точно таком же совещании в Красноярске, Минтрансом РФ «принято решение о нецелесообразности на данном этапе сооружения данного объекта». Президенту пришлось повторить свою аргументацию и поручить правительству изучить вопрос еще раз. Решение, однако, не принято до сих пор, а Универсиада-2019 осталась без аэроэкспресса. Отсутствие электрички из аэропорта – огромный минус стране, принимающей такое событие. Впрочем, проект имеет куда большее значение для региона и страны, чем только спортивно-имиджевое.

Авиахабу нужны не только электрички

Пассажиропоток красноярского аэропорта непрерывно увеличивается два последних года. Воздушные ворота региона становятся все более значимыми для внутренних перевозок. Дело в том, что на сегодняшний день более 40% авиационного пассажиропотока России проходит через аэропорты московского авиационного узла. Такая ситуация является существенным ограничением в развитии воздушных перевозок – поэтому президент не раз указывал на необходимость увеличения межрегиональных рейсов. Красноярская воздушная гавань как раз претендует на роль основного регионального хаба благодаря своему удачному расположению. А кроме того, к 2020 году аэропорт планирует существенно расширить международную географию полетов, запустив прямые рейсы в города Азии и Европы.

Таким образом, потенциально аэропорт будет обслуживать 5 млн человек в год. Но для этого он просто обязан иметь железнодорожное сообщение. Об этом говорят примеры аэропортов Сочи, Екатеринбурга, Волгограда, Владивостока. Сейчас среди сибирских аэропортов красноярский является одним из худших в части транспортной доступности. Строительство новой ветки обеспечит практические выгоды для авиапассажиров, обеспечив им новый уровень удобства – дешевый и комфортный способ добраться из центра Красноярска в воздушную гавань и обратно. Электричка повысит конкуренцию на рынке трансферных перевозчиков и разгрузит гостевую автомобильную трассу, где пробки уже стали привычным явлением. А кроме того, планируется, что ветка войдет в проект «Городская электричка», то есть свяжет Красноярск не только с аэропортом, но и с пригородами. Это повысит транспортную мобильность трудоспособного населения, у которого появится быстрый способ попасть из пригорода в город, и стимулирует социально-экономическое развитие Емельяновского района.

При этом разработчики проекта изначально понимали: чтобы сделать его экономически выгодным, нельзя строить исключительно пассажирскую ветку – она должна быть грузопассажирской. Железная дорога должна связать воздушную гавань Красноярска не только с самим городом, но и с Транссибирской магистралью, а возить по ней должны как пассажиров, так и грузы. Это обеспечит мультимодальность грузовому хабу аэропорта и даст прирост объема обрабатываемых грузов за счет расширения номенклатуры потенциальных потоков и создания дополнительных мощностей по их обслуживанию.

«Нам нужны не только пассажирские перевозки, а необходима полноценная железнодорожная ветка, которая послужит транспортной основой для создания особой экономической зоны и так называемого «сухого грузового порта», – рассказывал губернатор Красноярского края Александр Усс. – Сегодня над Красноярском в год пролетает около 4,5 млн т грузов. Если в законодательство будут внесены определенные изменения, то ряду авиакомпаний будет предоставлена так называемая «пятая степень свободы» – возможность не просто возвращаться в порт вылета, а лететь дальше куда угодно. В этом смысле аэропорт Красноярска может стать своего рода сибирским Анкориджем – крупной перевалочной базой грузового плана, где нужна железнодорожная составляющая».

Президент – за, правительство – против?

Несмотря на поддержку, высказанную Владимиром Путиным, реализация проекта отложена на неопределенный срок. Фактически президентское поручение не выполняется. Поддержка крупных госкомпаний в лице РЖД и «Аэрофлота», частного РУСАЛа, губернатора Красноярского края не может решить вопрос. Причем федеральные чиновники меняются, а их позиция по-прежнему направлена на срыв проекта. Место Соколова в кресле министра транспорта занял Евгений Дитрих, но его встреча с Александром Уссом не дала ощутимого результата. Минтранс РФ отказывается прорабатывать включение инвестиций в федеральный бюджет, мотивируя недостаточной подтвержденностью востребованности проекта и запрашивая от инициаторов (аэропорта и краевого правительства) гарантии со стороны грузоперевозчиков и транспортно-логистических компаний.

Схожая позиция у Минфина. Проект строительства железнодорожной ветки экономически целесообразен при финансировании на 88% за счет средств федерального бюджета – так будет получен совокупный положительный федеральный и региональный бюджетный эффект в размере 2,6 млрд руб., валовый региональный продукт Красноярского края увеличится на 136,4 млрд руб., доходность РЖД при доле участия в 12% составит 203 млн руб. Однако Минфин не стал включать проект в число приоритетных. При этом правительство находит десятки миллиардов рублей на оздоровление реки Волги, а всего 7 млрд руб. на жизненно важный проект для Красноярска не нашло – непонятно, кто и как расставляет приоритеты в программах развития страны и регионов.

К чему приводит эта ситуация? Универсиада-2019 осталась без железнодорожного сообщения, что нанесло удар престижу хозяев соревнований. Стратегическая задача формирования региональных хабов на базе крупных аэропортов под угрозой срыва. Может не состояться и создание крупного сибирского международного хаба. Жители Красноярска не получат альтернативного способа добраться до аэропорта, а жители пригородов так и будут страдать от нехватки транспорта. Создание достаточных пропускных способностей в пригородной зоне Красноярска становится практически невыполнимым. Под угрозой экономическое развитие целого района Красноярского края и крупнейших бизнесов Красноярска в части создания производств за пределами города и вывоз продукции наиболее экономически и экологически выгодным способом.

Недавно начальник отдела развития грузовых перевозок красноярского авиаузла Михаил Киселев сообщил СМИ, что решение о строительстве железнодорожной ветки может быть принято в течение двух лет. «Сроки трудно назвать, мы находимся на стадии работы с государственными органами исполнительной власти, и многое зависит от того, какие там будут приняты решения. Мы ожидаем, что в течение полутора-двух лет положительный результат будет достигнут», – сказал Михаил Киселев. Остается надеяться, что федеральные чиновники все-таки ускорятся.      

Источник: pravda.ru