Национальная цифровизация

Цифровая экономика. Новое начало

В конце 2016 года Президент РФ Владимир Путин поручил кабинету министров совместно с администрацией главы государства разработать и утвердить программу «Цифровая экономика».

«Правительству Российской Федерации разработать совместно с администрацией президента Российской Федерации и утвердить программу «Цифровая экономика», предусмотрев меры по созданию правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в Российской Федерации и её интеграции в пространство цифровой экономики государств – членов Евразийского экономического союза», — отмечал президент Российской Федерации Владимир Путин.

По словам Владимира Путина, при реализации программы следует опираться на российские компании, научно-исследовательские и инжиниринговые центры страны. Также президент призвал «провести инвентаризацию и устранить административные, правовые и любые иные барьеры, которые мешают бизнесу выходить на существующие и формирующиеся высокотехнологичные рынки, а также обеспечить такие проекты финансовыми ресурсами».

28 июля 2017 года правительством Российской Федерации была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Программа направлена на создание условий для развития общества знаний в Российской Федерации, повышение благосостояния и качества жизни граждан нашей страны путем повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности, улучшения доступности и качества государственных услуг для граждан, а также безопасности как внутри страны, так и за ее пределами.

Цифровая платформа как сердце мировой экономики

Цифровая платформа является катализатором экономики. Появление цифровой платформы в любой индустрии (Uber, Airbnb, Amazon, Cainiao, SmartCAT и т.д.) приводит к существенному сокращению транзакционных издержек и ускорению операционных циклов ее участников. Цифровые платформы задают новые профессиональные стандарты, развивают конкуренцию и формируют динамические рейтинги участников индустрий.

Структурирование огромных потоков данных и процессов в индустрии позволяет применять алгоритмическое регулирование и значительно упрощает задачи анализа и синтеза цепочек добавленной стоимости. Цифровые платформы, как новые «глобальные клеточки индустрий» в текущей промышленной революции, уже доказали эффективность своей «юнит-экономики». Мультиязычность и трансграничность позволяют быстро вовлекать пользователей со всего мира, сохраняя компании-оператору цифровой платформы принцип экстерриториальности. Uber-изация всех секторов – это естественный ускоряющийся тренд развития глобальной экономики.

«Через 30 лет 80% бизнеса будет в интернете… У вас может не быть нужного решения для завтрашнего дня, но оно будет у кого-нибудь другого», — говорил Джек Ма, основатель и председатель совета директоров компании Alibaba Group (Taobao, Alipay, AliMama)

В ближайшие десять лет большинство индустрий переживут существенные преобразования (смена бизнес-моделей, смена лидеров, disruptive innovation). Как и в предыдущих промышленных революциях, социальные, экономические и геополитические последствия будут колоссальными.

Крупнейшие глобальные венчурные фонды «Долины» инвестировали в десятки состоявшихся платформ. Собрав их в своих портфелях, они пытаются добиться синергии от их взаимодействия. Правительство Китая изначально не рассчитывает только на венчурную модель, а дополняет ее госпрограммой «Интернет+» и политикой протекционизма для ускорения создания экосистем цифровых платформ в смежных индустриях.

Претенденты на победу в этой «гонке» прекрасно осознают, что в наступающей глобальной цифровой экономике победит тот экономический контур, который быстрее всех вырвется вперед по количеству и качеству цифровых платформ, интегрированных в единую экосистему.

В докладе Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности 2016–2017 годов подчеркивается особое значение инвестиций в инновации наряду с развитием инфраструктуры, навыков и эффективных рынков. В международном рейтинге Российская Федерация занимает 43-е место, значительно отставая от наиболее конкурентоспособных экономик мира, таких как Швейцария, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг и Финляндия. Низкий уровень инноваций и неразвитость бизнеса, а также недостаточно развитые государственные и частные институты и финансовый рынок являются узкими местами для конкурентоспособности России на глобальном цифровом рынке.































Госкорпорации как двигатель цифровой экономики

Создание плана разработки и продвижения цифровой экономики в Российской Федерации, согласно пункту 9 указаний правительства, объединило таких госрегуляторов рынка, как Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, МИД, Минфин России, Минпромторг России, Минобрнауки России и Открытое правительство с участием Экспертного совета при Правительстве России, а также автономную некоммерческую организацию «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации». Что это значит? В отличие от западной модели развития, где главным катализатором и источником субсидий на развитие цифровых платформ выступают непосредственно частные компании и инвесторы, Россия пошла по совершенно новому и более эффективному пути в условиях нашей экономической системы. Цифровизация России выполняется совместной работой госрегуляторов и государственных корпораций, у которых накоплена максимальная экспертиза, есть технологические и промышленные ресурсы для реализации масштабных проектов на региональном, а не точечном уровне.

Так, в рамках Программы развития цифровой экономики госкорпорация «Ростех» была назначена центром компетенций по формированию исследовательских компетенций и технологических заделов по пяти сквозным цифровым технологиям: нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, промышленный интернет, робототехника и сенсорика, технологии беспроводной связи. Выбор зоны ответственности Ростеха не был случайным – в стратегии развития Корпорации до 2025 года именно технологическое лидерство и переход к производству интеллектуальной продукции является главной целью для всех ее холдингов.

Одним из инструментов реализации своей стратегии «Ростех» называет комплексные, или экосистемные, продукты. Примерами таких продуктов являются «Умный город», «Безопасный город», «Единая государственная информационная система здравоохранения» и другие. Экосистемные продукты формируют целые платформы, позволяющие переводить на них отдельные сферы госуправления. Каждый экосистемный проект предполагает максимально широкую номенклатуру и синтез множества компетенций, таким образом захватывая одновременно значительное число отдельных производителей. При этом продажи экосистемных продуктов имеют очевидный мультипликативный эффект в отличие от продаж отдельных продуктов или компонентов.

В 2017 году «Ростех» совместно с Внешэкономбанком создали компанию НПО «Конверсия» для реализации первых масштабных цифровых экосистемных проектов в России. Таким образом государственные игроки объединили технологии и мощнейшие финансовые инструменты, позволяя субсидировать новейшие разработки, кредитовать регионы и поставщиков.

Пилотный проект «Умный город»

Реализация пилотного проекта НПО «Конверсия» будет проходить в Ярославской области. Среди ожидаемых результатов для региона:

· повышение доходов региона;

· сокращение бюджетных затрат;

· повышение качества жизни населения;

· рост инвестиционной привлекательности;

· повышение уровня безопасности;

· повышение уровня эффективности использования инфраструктуры и сокращение затрат на инфраструктуру.

Центром данного проекта является единая интеграционная цифровая платформа, на базе которой будут реализованы проекты:

1. Безопасность: создание рубежей видеонаблюдения.

2. ЖКХ (проект «Светлый город»): замена светильников на светодиодные; более 20 000 из них – с интеллектуальным управлением; обеспечение архитектурной подсветки; освещение части пешеходных переходов и тротуаров; создание центра управления освещением.

3. ИТС (интеллектуальная транспортная система): комплексы фото- и видеофиксации нарушений; комплексы измерения скорости передвижные; комплексы измерения скорости стационарные; комплексы весогабаритного контроля; создание единого парковочного пространства (транспортные средства с системой «ПаркРайт»; система «ПаркНет»); автоматическая система управления дорожным движением с модернизацией более 200 светофорных объектов по всему региону; автоматизированная транспортная система «электронный проездной».

4. Развитие туризма: создание бесплатной сети Wi-Fi в Ярославле, Переславле-Залесском, Ростове, Угличе, Тутаеве, Рыбинске; модернизация туристического портала; модернизация мобильного приложения; внедрение системы «Карта гостя» на всей территории Ярославской области; интерактивные информационные стелы в Ярославле.

5. Программно-аппаратный комплекс поддержки инфраструктуры «Умного города» в сфере образования: система контроля управления доступом для средних общеобразовательных учреждений и здравоохранения; комплекс мониторинга и ведения беременности. В концепцию «Умного города» это направление входит как задача создать единую цифровую среду доверия.

Предварительная оценка стоимости реализации проекта составляет порядка 3,5 млрд рублей. При этом около 80% инвестиций составит долговое финансирование, порядка 20% будет привлечено в виде частных инвестиций.

Проект объединит таких поставщиков оборудования, как «Швабе», «Росэлектроника», Концерн «Автоматика», а также ООО «Национальный центр информатизации», создающее единое программное обеспечение и обеспечивающее блок информационной безопасности для проекта.

Всего планируется осуществление 25 проектов «Умный город» в России. Комплектование проектов будет осуществлять НПО «Конверсия» оборудованием, произведенным предприятиями оборонно-промышленного комплекса (до 70% от общего объема).

Выводы

· В июле нынешнего года на заседании Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам министром связи и массовых коммуникаций Николаем Никифоровым была представлена Программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

· Суть представленной программы состоит в создании правовых, технических, организационных и финансовых условий для развития цифровой экономики в России и интеграции ее с другими мировыми цифровыми экономиками.

· Для дальнейшего развития цифровизации важно создать инфраструктуру, где точки входа были бы едины для всех с технической точки зрения, что позволит полноценно развиваться как компаниям крупного бизнеса, так и субъектам малого и среднего.

Рекомендации

· Ускорить реализацию общей «цифровой повестки» за счет консолидации усилий и компетенций участников Программы – госрегуляторов, корпораций и банков.

· Использовать государственную повестку для цифровизации основных сфер управления, в том числе здравоохранения, образования, промышленности, системы таможенного регулирования и других.

· Принимать непосредственное участие в развитии «интернет-экономики», формировании единых стандартов обмена информацией и ее защиты.

· Выявить и усилить уникальные драйверы динамики цифрового развития в стране.

· Использовать сотрудничество с учебными учреждениями для формирования системы опережающего обучения новейшим компетенциям для лидерства в прорывных информационно-коммуникационных технологиях.

Источник 

Источник: pravda.ru