Перекрестное субсидирование: шаг вперед, два шага назад

Увеличение тарифа ФСК приведет к замедлению роста промышленного производства на крупнейших предприятиях.
Фото с сайта www.fsk-ees.ru

Дополнительная финансовая нагрузка на промышленных потребителей от возврата «последней мили» и продления «дальневосточной надбавки» сводит на нет усилия правительства по снижению перекрестного субсидирования в электроэнергетике через градацию тарифов на электроэнергию для населения. Разрабатываемые в правительстве соответствующие меры вызывают однозначные негативные оценки бизнеса и экспертов.

Если введение градации тарифов для населения воспринимается в целом как шаг в верном направлении, то планы увеличения «перекрестки» на крупных промышленных потребителей через повышение в 1,5 раза тарифов «ФСК ЕЭС» вызывают непонимание. А кроме того, власти хотят сохранить субсидирование дальневосточных тарифов, но предшествующий опыт говорит о том, что по крайней мере в своем нынешнем виде этот механизм неэффективен. В результате ситуация может получить развитие по известной ленинской формуле «шаг вперед, два шага назад». 

Напомним, решение о градации тарифов для населения (при потреблении до 300 кВт-ч в месяц предлагается применять базовый тариф, от 300 до 500 кВт-ч – повышенный тариф, свыше 500 кВт-ч – экономически обоснованный тариф) вызвало в целом положительные экспертные оценки. Для подавляющего большинства граждан тариф останется базовым, градация тарифа не сильно скажется на снижении перекрестного субсидирования, но по крайней мере оно не будет расти (см. «НГ» от 04.10.18).

В дополнение к этому в правительстве рассматривается идея в течение семи лет в 1,5 раза повысить тариф ФСК, к сетям которой подключены крупные промышленные потребители. Тем самым произойдет возврат отмененной в 2017 году «последней мили» – одного из типов «перекрестки», когда потребители ФСК (сети высокого напряжения) оплачивали дополнительно тариф распределительных сетей (сети более низкого напряжения), услугами которых фактически не пользовались. Логика такая: якобы основная часть «перекрестки» после отмены «последней мили» ложится на малый и средний бизнес, поэтому для достижения справедливости ее нужно равномерно распределять на всех.

«Эта логика некорректная, – настаивает директор департамента розничного рынка и сетей ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Жихарев. – Большинство промышленных предприятий подключены одновременно к магистральным сетям ФСК и региональным распределительным сетям, поэтому прекращение «последней мили» не отменило, а только незначительно снизило объем их финансовой нагрузки». В ассоциации провели анализ действующих тарифов распредсетей по 25 индустриально развитым регионам страны, в которых формируется около половины всего объема «перекрестки». Выяснилось, что на потребителей, подключенных к электрической сети на высоких уровнях напряжения, которые использует промышленность (от 35 кВ и выше), после прекращения «последней мили» приходится две трети общего объема перекрестного субсидирования.

«Поэтому в результате поднятия тарифа ФСК финансовая нагрузка распределится еще более неравномерно, чем сейчас, увеличив бремя «перекрестки» для промышленности до 74% в общем объеме. А это приведет к ежегодному замедлению роста промышленного производства на крупнейших предприятиях, подключенных к магистральным сетям, на 10%», – настаивает Валерий Жихарев.

«Если регулятор хочет чем-то помочь промышленности, то логично было бы не делать шагов назад, – отмечает директор РУСАЛа по работе с естественными монополиями Максим Балашов. – Если у нас успешно двинется процесс по градации тарифов для населения, тогда, может быть, будут излишни эти инициативы по возвращению «перекрестки» для потребителей ФСК – ни к чему, кроме негативных моментов, связанных с замедлением роста ВВП, это не приведет. На наш взгляд, необходимо быстрее вводить градацию тарифов для населения. И тогда в тех регионах, где она даст максимальный эффект – например, Иркутская область, – мы увидим положительный результат для экономики».

Если решение по возврату «последней мили» еще не принято, то меры поддержки Дальнего Востока, судя по настрою властей, сохранятся: развитие этого региона – слишком важная задача. Другой вопрос, какими они должны быть. С 2017 года действует механизм выравнивания цен на электроэнергию в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) за счет надбавки к цене для потребителей европейской части России, Урала и Сибири – то есть, по сути, межтерриториальное субсидирование. Действие механизма рассчитано до 2019 года, но может быть продлено (см. «НГ» от 02.10.18).

По подсчетам Vygon Consulting, в 2017 году общий объем поддержки составил 24 млрд руб., в этом году – 35 млрд руб., по прогнозу, в 2019 году при удовлетворении текущих тарифных заявок в полном объеме может вырасти до 48 млрд, а 2025 году – до 90 млрд руб. «Изначальной целью было решение вопроса дорогой дизельной генерации, но виден другой тренд, потому что появление этого механизма не дает таких стимулов – энергоснабжающие компании просто получили новый источник компенсации выпадающих доходов, – отмечает партнер Vygon Consulting Алексей Жихарев. – Поэтому дизельная генерация продолжает развиваться, некоторые потребители выводят за периметр собственные дизельные объекты и включаются в общий котел субсидий». А кроме того, отмечают в Vygon Consulting, спецнадбавка могла стать источником для замещения части бюджетных расходов в сфере ЖКХ в некоторых субъектах ДФО, что позволило сдержать рост тарифов для населения – но тут важно понимать, что вводилась она не для этого.

По словам эксперта, при условии продления этого механизма к 2028 году объем субсидий, которые появятся в программе благодаря проектам «Русгидро», расположенным в зонах централизованного энергоснабжения и не решающим проблемы дорогой дизельной выработки, составит 33 млрд руб. Уже к 2025 году более 3% в конечной цене оптового рынка будет составлять «дальневосточная надбавка». Поэтому при оценке возможности продления этого механизма важна прежде всего адресность, подчеркивает Жихарев: «Сейчас эта субсидия предоставляется уже существующим производствам и не стимулирует новые инвестиции в регионе, не разделяется ни по типу потребителей, ни по уровню напряжения. Нужно понять, кому эта поддержка нужна и в каком объеме. Если ее и оставлять, то только в том объеме, который нужен для развития проектов новой инфраструктуры. Такие проекты должны рассматриваться на конкурсной основе, с допуском независимых инвесторов, которые обеспечат снижение и операционных, и капитальных затрат». 

Источник: pravda.ru