Перекрестное субсидирование тормозит промышленный рост

Владимир Кирюхин заявил о важности мер по стимулированию энергоэффективности. Фото En+ Development

Перекрестное субсидирование в электроэнергетике сегодня ограничивает развитие не только отрасли, но и экономики в целом. По экспертным оценкам, оно снижает ВВП страны на 2–2,5% в год и увеличивает инфляцию на 4–5%. Если бы не особенности ценообразования в энергетике, темпы промышленного роста могли бы быть значительно больше: если сейчас они находятся в пределах 2–4%, то только отмена «перекрестки» могла бы дать прибавку в 3,5%. А это – новые рабочие места и налоговые поступления.

Искусственно занижать энерготарифы для населения за счет их повышения для промышленных предприятий в России начали в 1990-е в качестве временной меры на период адаптации граждан к рыночной экономике. Экономически это никак не оправданно: «перекрестка» закладывается производителем в цену товара, что разгоняет инфляцию и снижает конкурентоспособность экспортеров на внешних рынках. В СССР все было наоборот – тарифы были экономически обоснованными, и для предприятий они были в два раза меньше, чем для населения.

Уже в 1995 году «перекрестка» была законодательно запрещена. Но, несмотря на прямое требование закона и регулярное принятие соответствующих документов, до сих пор существует. По данным Минэнерго РФ, объем такого субсидирования в прошлом году по сравнению с 2012 годом вырос на 67% до 368 млрд руб., а к 2022 году его уровень прогнозируется уже в размере 417 млрд руб. Хотя в Стратегии развития электросетевого комплекса РФ, принятой в 2013 году, определена цель по снижению объема «перекрестки» в тарифах на электроэнергию до 50 млрд руб. в текущих ценах к 2022 году.

«В конечной цене на электроэнергию стоимость услуг по передаче превышает 60%. По сути, это оплата за поддержание в работоспособном состоянии всего электросетевого комплекса России протяженностью 2,5 млн км, из которых более 80% – это распределительный сетевой комплекс, которым промышленность не пользуется и в идеале не должна за него платить, но на сегодняшний день платит», – отмечает генеральный директор компании En+ Development Владимир Кирюхин в интервью BFM. ru.

Решать вопрос «перекрестки» власти собираются еще с 2013 года. Только сейчас, похоже, появился шанс сдвинуть дело с мертвой точки: активно обсуждаются различные инициативы, как можно устранить ценовые перекосы в электроэнергетике. Правда, они все еще недостаточно проработаны. Например, есть идея дифференцировать тарифы «ФСК ЕЭС», управляющей магистральными сетями высокого напряжения, к которым как раз подключены крупные энергоемкие промышленные потребители. По мнению Владимира Кирюхина, это не приведет ни к какому результату, потому что в итоге выйдет просто перераспределение «перекрестки», а не ее сокращение.

Есть также более эффективные предложения по градации тарифов для населения: при потреблении до 300 кВт-ч в месяц предлагается применять базовый тариф, от 300 до 500 кВт-ч – повышенный тариф, свыше 500 кВт-ч – экономически обоснованный тариф. «Мы должны стремиться к тому, чтобы ни в коем случае не пострадали социально незащищенные слои населения – им, может быть, нужно еще и снижать оплату. Но вполне обеспеченные люди, у которых коттеджи по тысяче метров отапливаются электричеством (потому что для них это точно так же стоит в три раза ниже себестоимости), или те, кто пытается установить у себя оборудование для майнинга, не должны платить по социальному тарифу», – подчеркнул Владимир Кирюхин.

По его словам, нельзя также забывать о мероприятиях по стимулированию энергоэффективности. Речь идет в первую очередь о сокращении потребления электроэнергии в целях отопления. Уровень газификации в России – всего 68%, причем в сельской местности он не достигает и 60%. Есть целые регионы в Сибири и на Дальнем Востоке, которые до сих пор не газифицированы.

Полная ликвидация перекрестного субсидирования незначительно скажется на региональных бюджетах, увеличив их расходную часть всего на 2–4%, полагает Владимир Кирюхин. Особо нуждающимся регионам можно было бы оказать поддержку из федеральной казны. Например, Мурманской области выделено 3,3 млрд руб. для субсидирования льготных тарифов на тепло для населения. Но необходимо учитывать, что это сложный по климатическим условиям регион – такие субсидии не могут быть повсеместными. Тем более что ликвидация «перекрестки» и, следовательно, снятие дополнительной нагрузки с промышленных предприятий обеспечит рост производства, создание новых рабочих мест, увеличение налоговых поступлений – тогда в субсидиях не будет и необходимости.

«Перекрестное субсидирование тормозит промышленный рост. Если снять его со всей промышленности – и с крупных энергоемких предприятий, и со среднего бизнеса, – эта мера может привести к росту промышленного производства примерно на 3,5%, – считает Владимир Кирюхин. – В последние годы темпы промышленного роста значительно отстают от желаемых. И перекрестное субсидирование играет тут не последнюю роль. Перекрестное субсидирование бьет не столько по энергетикам, сколько по крупным промышленным производствам, лишая их возможности развития. При этом мы понимаем, что реальный рост благосостояния населения не может быть обеспечен за счет льгот и субсидий – его может дать только развитие промышленности и рост экономики. В этой связи ликвидация перекрестного субсидирования остается одной из наиболее актуальных проблем в отрасли». 

Источник: pravda.ru