«Почту России» спасет Китай

Отечественная почтовая индустрия пытается брать пример с КНР. Фото агентства «Москва»

По итогам этого года россияне потратят почти полтриллиона рублей на покупки в зарубежных интернет-магазинах, следует из прогноза Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Учитывая текущие тенденции, более половины от этой суммы скорее всего «утечет» в Китай. В «Почте России» сообщили «НГ», что если говорить о международных товарных отправлениях, то около 94% из них сейчас приходится именно на КНР. При этом не только россияне покупают в Интернете китайские товары, но и наоборот: китайцы закупаются некоторыми видами российской продукции – прежде всего продуктами питания.

По итогам девяти месяцев 2018 года «Почта России» обработала 258,9 млн международных посылок, что на 25% превышает показатель девяти месяцев 2017-го (208 млн штук). Об этом сообщил «НГ» и.о. замгендиректора «Почты России» по логистике Игорь Чебунин. Для сравнения: объем обработанных внутренних отправлений с товарными вложениями за девять месяцев 2018-го увеличился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 14% – до 65 млн штук. Доля посылок из Китая достигла 94% от числа всех международных отправлений, уточнил он.

Согласно данным АКИТ, россияне потратили в прошлом году на покупки в зарубежных интернет-магазинах около 374 млрд руб. Более половины (53%) этой суммы было потрачено именно в китайских интернет-магазинах. В натуральном выражении на Китай приходится 91% всех посылок, направляемых в Россию из зарубежных онлайн-магазинов. По прогнозу АКИТ, в целом за 2018 год россияне купят в зарубежных интернет-магазинах товаров уже на 470 млрд руб., что превысит показатель 2017 года более чем на 25%.

В иностранных интернет-магазинах россияне покупают прежде всего одежду и обувь (на эту продукцию приходится 38% от всех зарубежных интернет-покупок), бытовую технику и электронику (33%), а также парфюмерию, косметику, автозапчасти и аксессуары, товары для дома и т.п.

Российское правительство и эксперты по-разному интерпретируют бурный рост трансграничной интернет-торговли в России. В Минэкономразвития считают его признаком оживления потребительского спроса. В исследовательском холдинге «Ромир», наоборот, предупреждали, что «покупки в Интернете – одна из стратегий экономии» (см. «НГ» от 10.07.17, 22.11.17). Российские потребители ищут в китайских интернет-магазинах товары с приемлемым соотношением цены и качества.

Что любопытно, не только россияне активно покупают через Интернет китайскую продукцию, но и наоборот: китайские потребители специально ищут некоторые российские товары. На это указали в Пекине.

«Сейчас в Китае существует большой спрос на российские продукты питания. Например, многие российские товары можно купить через Интернет», – сообщил журналистам директор департамента Евразии Министерства коммерции КНР Ло Вэйдун. «Я лично недавно купил в интернет-магазине российские муку и растительное масло», – рассказал он. По его словам, китайцам очень нравится российская сельхозпродукция.

Российские товары все больше и больше привлекают внимание китайских потребителей, подтвердили, ссылаясь на собственные данные, специалисты JD.com (китайская компания, занимающаяся электронной торговлей). «В 2018 году продажи (российских товаров. – «НГ») выросли на 170% по сравнению с 2017-м», – уточнили они. По их данным, у китайских потребителей пользуются популярностью детские молочные смеси российского производства и даже некоторые виды произведенной в РФ электроники.

Растущий сектор интернет-торговли становится одним из поводов для дальнейшей модернизации почтовой индустрии как внутри Китая, так и внутри РФ. Например, как ранее сообщили в Государственном почтовом управлении КНР, Китай четыре года подряд лидирует в мире по объему операций экспресс-доставки, на его долю приходится более 45% глобального объема, передает «Жэньминь жибао». В Пекине уверены: общество среднего достатка предполагает наличие современной высокоразвитой почтовой индустрии. Поэтому в стране активно внедряются новые технологии в сферу доставки товаров до потребителей – включая дроны, беспилотные (автономные) грузовики, «умные» склады и т.п.

В свою очередь, Игорь Чебунин указал на успешное развитие российской почтовой инфраструктуры и привел несколько примеров, свидетельствующих об укреплении связей с КНР. «Самолеты «Почты России» Ту-204С увеличили количество регулярных авиарейсов из Китая в Россию – сейчас они совершают от двух до пяти рейсов в неделю из Ханчжоу, Синчженя и Харбина. Регулярные маршруты позволяют ускорить доставку растущих объемов отправлений из Китая… Запущен новый наземный маршрут из Китая с использованием собственного почтового поезда Владивосток–Москва», – рассказал Чебунин. Вводятся в эксплуатацию и планируются к строительству новые логистические центры по всей стране.

«Успех Китая заставил российских игроков присмотреться к его опыту. Китай берет скоростью и ценами, здесь пока его безусловное преимущество, особенно если учесть расстояние», – сказала «НГ» первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. По словам эксперта, в российской почтовой индустрии есть безусловные успехи, однако «в целом она отстает от западной и китайской и в технологическом аспекте (вспомним доставку дронами), и по уровню (качеству) обслуживания, и по объемам».

«Логистических компаний в России вполне достаточно, конкуренция довольно острая, – продолжает управляющий партнер компании «220 Вольт» Алексей Федоров. – Значительную роль в конкурентной борьбе играют, безусловно, и китайские операторы».

Хотя, как пояснили в «Почте России», «рост трансграничной онлайн-торговли ключевым фактором модернизации почтовой индустрии не является, но оказывает существенное влияние на загрузку логистических мощностей». Чебунин уточнил: «Модернизация осуществляется в соответствии со стратегией развития предприятия, которая предусматривает, в частности, увеличение объемов международных отправлений с товарными вложениями».   

Пекин

Источник: pravda.ru