Потребительское проклятие переходит на 2019 год

Реальные располагаемые доходы населения (в % к среднемесячному значению 2012 года): доходы граждан не просто не вернулись к уровню 2012-го, а еще больше отклонились от него, уйдя в глубокий минус. Источник: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования

Повседневные расходы граждан с учетом инфляции в октябре лишь на 5% превысили уровень января 2012-го, взятого исследователями холдинга «Ромир» за базу. Это худший октябрьский показатель за шесть лет. Расходы  топчутся на месте, несмотря на то что выдача кредитов населению сейчас достигла исторического максимума. Потребительский кризис продолжается, и в следующем году ситуация вряд ли улучшится.

В октябре россияне потратили в номинальном выражении на 3,1% больше, чем месяцем ранее. «Таким образом, месячная инфляция в размере 0,4%, рассчитанная Росстатом, была успешно преодолена», – сообщили в четверг специалисты «Ромира». «Однако в разрезе года индекс покупательской активности снизился на 0,6%, что не идет ни в какое сравнение с размером накопленной за год инфляции в размере 3,5%, – добавляют они. – Реальные (очищенные от инфляции) расходы россиян на повседневные товары по итогам октября оказались ниже аналогичных значений за все предыдущие годы наблюдений».

В октябре 2018-го реальные повседневные расходы россиян были выше базового уровня января 2012 года лишь на 5%. И это худший октябрьский показатель за шесть лет. Для сравнения: в октябре 2012-го повседневные реальные расходы граждан превысили уровень января того же года на 6%. В 2013–2017 годах октябрьское значение превышало базовый уровень, как правило, более чем на 10%.

Такие результаты специалисты «Ромира» получили, используя скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel, в основе которой данные потребления 40 тыс. россиян, 15 тыс. домохозяйств в 220 городах с населением 10 тыс. человек и более. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. И эти сведения в онлайн режиме поступают в базу данных.

Потребительские расходы россиян топчутся на месте. И в то же самое время население берет все больше кредитов, ставя исторические рекорды. Но к потребительскому буму это не приводит.

По данным бюро кредитных историй (БКИ) «Эквифакс», в России в третьем квартале 2018-го было выдано 4 млн единиц потребительских кредитов на общую сумму свыше 729 млрд руб. «По сравнению с посткризисным 2015 годом этот показатель вырос в пять раз, являясь на сегодняшний день историческим максимумом, – сообщают авторы обзора. – Средний чек в данном виде кредитования также побил все рекорды и составил в третьем квартале 2018-го 178 тыс. руб.». По сравнению с аналогичным периодом 2017-го он вырос на 43%.

«Как правило, 30% клиентов прибегают к потребительскому кредиту, чтобы приобрести товары повседневного спроса, осуществить ремонт, обновить мебель, – пояснил «НГ» гендиректор БКИ «Эквифакс» Олег Лагуткин. – Это может быть туризм, образование или медицина. Бывают и довольно необычные цели, например покупка билетов на чемпионат мира по футболу». Еще одна версия, которую обсуждают, в частности, аналитики Deutsche Welle, – «россияне в этом году берут все больше кредитов на покрытие старых долгов».

Население все еще ощущает эхо четырехлетнего падения доходов. По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, реальные доходы населения сейчас ниже среднемесячного значения 2012 года примерно на 7% (с устранением сезонности).

«Потребительский кризис продолжается, мы из него и не выходили», – комментирует ситуацию гендиректор «Ромир Мониторинг Стандарт» Ольга Горелова. «Судя по тем данным, которыми мы располагаем, покупатели активно применяют доступные им стратегии экономии. Одна из самых популярных сейчас – ориентация на промоакции. В портфеле обычного покупателя примерно семь торговых сетей, а у тех, кто стремится купить товары по спецпредложениям, их оказывается десять и более. От 18 до 57% покупок делается именно по специальной цене. Доля приобретений по промоакции начиная с 2012 года растет в среднем на 14% в год», – сообщила «НГ» Горелова.

«В результате опроса, который мы проводили в октябре, выяснилось, что половина россиян перераспределяют бюджет в пользу необходимых товаров и услуг, а также экономят на одежде и развлечениях. Еще 19% отказываются от крупных дорогостоящих приобретений», – добавляет эксперт.

Первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова, в свою очередь, отметила, что потребительский кризис «становится как бы невидимым из-за роста потребительского кредитования». «Граждане набирают кредиты, которые ничем не обеспечены, и это опасная тенденция», – предупреждает эксперт.

В 2019 году повышается ставка налога на добавленную стоимость, вслед за которой поднимутся и цены. Как ожидает Горелова, «в перспективе это приведет к дальнейшей активизации и консолидации стратегий экономии и отказу от трат, которые потребители посчитают избыточными».

Похожие опасения высказывают и другие эксперты. «Растущие налоги еще больше прибьют к полу потребительские расходы. Повышение пенсионного возраста еще больше их сократит, – ожидает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. – Будут влиять и периодические падения курса рубля».  

Источник: pravda.ru