Правительство предлагает непрозрачный бюджет

Глава Счетной палаты полагает, что больше средств надо направлять на образование, а не в «закрома». Фото РИА Новости

Две трети показателей нацпроектов, на которые чиновники спишут в ближайшие три года 8 трлн руб., не имеют статистического измерения – то есть эти нацпроекты уже сегодня можно объявить выполненными. А утвержденные методы оценки результатов исполнения нацпроектов правительство подготовит только после 2019 года. Таким образом, триллионы рублей, собранные за счет повышения налогов и невыплаты пенсий, пойдут на неопределенные проекты с неопределенными результатами. Такую неприглядную картину бюджетного передела описал в понедельник Алексей Кудрин. По его мнению, при нынешнем уровне нефтяных цен повышать НДС в следующем году нет никакой необходимости.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и глава Счетной палаты Алексей Кудрин по-разному увидели одни и те же статьи представленного в понедельник правительством на слушания в верхнюю палату парламента проекта бюджета на 2019–2021 годы.

Матвиенко, например, положительным моментом назвала то, что бюджет профицитный и хорошо защищен от внешних воздействий. Она считает, что для решения поставленных президентом России в майском указе задач документом предусмотрен существенный рост социальных расходов, в том числе в сфере образования и здравоохранения.

А Алексей Кудрин заявил, что структура бюджета практически не меняется и расходы на образование, здравоохранение и инфраструктуру в процентном отношении не вырастут. По его словам, они «растут в номинальном, но не в процентах к ВВП, таким образом, изменения структурного в расходах бюджета не происходит».

Руководитель Счетной палаты предупредил, что профицит федерального бюджета в ближайшие три года будет выше, чем запланировало правительство (1,9 трлн руб. в 2019 году, 1,2 трлн в 2020-м  и 0,9 трлн в 2021-м). Причиной тому – цены на нефть, заложенные в прогноз социально-экономического развития России, которые на 10 долл. ниже консенсус-прогноза экспертов. В связи с этим Кудрин предложил изменить цену отсечения в бюджетном правиле, подняв ее до 45 долл.

Кудрин раскритиковал запланированное повышение НДС. По его мнению, за счет увеличения порога в бюджетном правиле этот налог можно было бы не повышать, а избыточный профицит направить в экономику.

В понедельник Федеральное казначейство сообщило, что профицит уже и сегодня переполняет «закрома родины», которая, с одной стороны, не знает, куда направить средства, а с другой – изымает их у населения в виде, например, столь непопулярной в народе пенсионной реформы. По сообщению казначейства, профицит консолидированного бюджета РФ в январе–августе 2018 года составил 2,9 трлн руб. Доходы бюджета за это время составили 23,4 трлн, руб., а расходы  – 20,4 трлн.

Ранее Центр стратегических разработок (ЦСР) под руководством Кудрина подсчитывал, что увеличение порога отсечения в бюджетном правиле на 5 долл. позволило бы к 2024 году увеличить расходы на образование с 3,5 до 4,4% ВВП, на здравоохранение – с 3,1 до 4% ВВП, на инфраструктуру – с 2,5 до 3%. В понедельник Кудрин предупредил, что Россия отстанет в своем экономическом развитии, так как меры поддержки образования и науки, заложенные в проекте бюджета на 2019–2021 годы, недостаточны.

«Тех мер, что предложены в университетском образовании и науке, недостаточно, чтобы стать инновационной, продвинутой экономикой и достичь тех темпов производительности труда, которые мы хотим заложить. И вот через 10 лет, сейчас не сделав этого, мы будем кусать локти, что мы вышли, выбились из числа стран технологической мировой революции», – заявил Кудрин.

Кудрин назвал позорным уровень бедности в РФ при текущих доходах ВВП на душу населения. «Такую бедность, как у нас в стране, иметь позорно при таком уровне доходов ВВП на душу населения», – сказал он.

Однако и главный аудитор, и председатель Совфеда сошлись в одном:  бюджет недостаточно прозрачный. Валентина Матвиенко посетовала на довольно сложную программно-целевую структуру проекта бюджета. «Правильно оценить результативность реализации госпрограмм по-прежнему достаточно проблематично», – сказала спикер. При этом она обратила внимание на то, что некоторые представленные экономические показатели не соответствуют установленным президентом параметрам, назвав недопустимым то, что инфляция в следующем году запланирована на уровне выше целевого значения в 4%.

Кроме того, в Совете Федерации звучали тревожные выступления глав регионов, которые не понимают, как им выполнять майские указы в ситуации, когда из их бюджетов изымаются миллиарды рублей. «Мы не видим оценки того, как на выделяемые средства регионы справятся с задачами майского указа президента», – заявила Валентина Матвиенко. Она подчеркнула, что Совет Федерации разделяет тревогу регионов по поводу исключения движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций.

Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов обещал, что все регионы получат компенсацию выпадающих доходов, в том числе за счет акцизов на нефтепродукты и алкоголь. «Мы передаем в субъекты Федерации дополнительные поступления от акцизов на крепкий алкоголь по нормативу 30%», – заявил Силуанов. По его словам, начиная с будущего года расходы на лечение пяти орфанных заболеваний станут компетенцией федерального Центра, а не бюджетов субъектов. По мнению Силуанова, бюджет сбалансирован, и 8 трлн руб. на национальные проекты найдены.

В Счетной палате знают, как обойтись без повышения НДС.

Фото РИА Новости

Алексей Кудрин, однако, был категоричен. По его словам, около двух третей показателей нацпроектов не имеют статистических измерений, то есть нацпроекты уже сегодня можно объявить выполненными. Кроме того, не детализированы многие статьи расходов, паспорта нацпроектов не утверждены. Методики оценки эффективности госпрограмм будут готовы не раньше декабря 2019 года. Получается, правительство уже просит выделить 8 трлн руб., но на что конкретно – никто не знает.

Критике бывшего министра финансов подверглись и планы разгосударствления экономики. «Президент в Послании ставил задачу уменьшения доли государства в экономике. При этом доходы от приватизации в законопроекте даже смешными не назовешь: в 2019 году – 13 млрд руб. от приватизации, в 2020 году – 11 млрд, а в 2021-м – ноль доходов от приватизации», – заявил Кудрин. По его словам, уменьшение доли государства в экономике является одним из фундаментальных элементов новой модели экономики. «Сейчас увеличения частного сектора не происходит. Более того, у нас госкомпании скупают частные активы», – констатировал Кудрин.

Эксперты считают, что даже столь серьезная критика все же не приведет к пересмотру правительством своих приоритетов по наполнению Фонда национального благосостояния, который из-за новой конструкции бюджетных правил уже в следующем году составит более 7% ВВП.

«Вопрос о бюджетном правиле – один из ключевых для современной экономической политики, и пересмотр этого правила повлечет за собой необходимость разработки системных и реалистичных мер ускорения экономики, чего от действующего состава правительства ждать не приходится, – сказал «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов. – Мы не видим со стороны правительства системных мер для ускорения экономического роста. В такой ситуации правительству остается замораживать сверхдоходы в призрачной надежде, что их хватит, чтобы  продержаться в случае нового кризиса».

«С конца прошлого года монетарные власти идут по очень простому пути:  высокая стоимость нефти – слабый рубль. Такая нехитрая схема позволяет достаточно быстро наполнять бюджет и даже создавать определенный резерв, в связи с чем из-за ее простоты и определенной эффективности правительство вряд ли будет менять свою позицию по внесению изменения в бюджетное правило, – сказал «НГ» аналитик компании «Финам» Сергей Дроздов. – Упор на слабость национальной валюты в сложном механизме экономики оставляет не у дел компании, работающие на внутреннем рынке и не имеющие в своей основе экспортной составляющей. Они несут значительные потери, что в перспективе создает угрозу роста потребительских цен и, как следствие, падения благосостояния россиян, и без того держащих затянутыми пояса последние четыре года».

Судьба НДС также уже предрешена, считает Михаил Щапов. «Правительство не отказалось от повышения пенсионного возраста, которое имело катастрофические для бюрократии политические последствия. Ждать в такой ситуации отказа от повышения ставки НДС было бы по крайней мере наивно. Даже если будут найдены источники для компенсации получаемых в результате повышения доходов бюджета, в текущей тяжелой экономической ситуации вряд ли чиновники откажутся от уже принятого решения», – говорит депутат.

Источник: pravda.ru