Сбербанк предлагает образование с артистизмом

«Важна хорошая математическая подготовка, но дети должны быть развиты всесторонне», — сказал на днях глава Сбербанка Герман Греф. На форуме «Открытые инновации» в Сколкове президент крупнейшего банка страны высказался против крена в сторону специализированного образования. Он призвал не плодить моношкол и не бежать записывать ребенка в программисты с тем же энтузиазмом, с каким десять лет назад миллионы абитуриентов бежали записываться в юристы и экономисты.

Греф далеко не в первый раз говорит о школьном образовании, справедливо считая эту тему важной для себя и страны. И каждый раз смысл его высказываний сводится к тому, что надо отходить от напичкивания знаниями в школе: «потому что сегодня носителями знаний, носителями информации являются компьютерные системы».

Это важнейшая тема, потому что она формирует развилку, на которой сегодня оказалось российское образование. Дело в том, что в конце XX — начале XXI века развитые страны пришли к выводу о необходимости диверсификации узкоспециального школьного образования. Ещё в начале двухтысячных в мире господствовала образовательная политика STEM: Science (наука), Technology (технология), Engineering (инженерное дело), Mathematics (математика). Но, проанализировав истории успеха и быстро меняющуюся бизнес-практику, ученые и практики образования пришли к выводу о необходимости добавления еще одной буквы к аббревиатуре STEM. Прорывные успехи без артистической составляющей оказались невозможны: так политика STEM была заменена стратегией STEAM, где ART означает больше, чем искусство.

Физиологи утверждают, что если в математической школе отсутствуют занятия по творческим предметам, мозг развивается неравномерно, и правое (творческое) полушарие атрофируется. То есть вы отлично умеете решать поставленные задачи по четко определенным правилам, но в случае нетривиальных задач ваш мозг оказывается неподготовлен, и вы рискуете зайти в тупик.

Развитие креативности стало считаться важным фактором оценки аккадемических успехов. И концепция STEAM во многих странах сегодня закреплена законодательно. В некоторых штатах США признана необходимость включать в учебный план школ не только занятия способствующие развитию креативных навыков учеников, но и предметы, повышающие оценку уровня креативности. Чиновники и ученые посчитали, что развитие экономики не возможно без этого фактора.

Поэтому, когда Греф говорит о необходимости гармоничного образования развития личности, он исходит из конкретного и сверхсовременного опыта, который прошли развитые страны. Кто как не банкир понимает, что человек не должен соперничать с калькулятором. Человеческий мозг в состоянии выигрывать технологическое соревнование с машиной только в одном — в креативности, то есть в созидании новых правил и смыслов.

В 2010 году исследование, проведенное ассоциацией администраторов школ США, показало что при поиске высоко квалифицированых работников компании все чаще выбирают людей с высокими креативными способностями. Бизнесу нужны сотрудники, способные генерить придумывать новые пути развития, участвовать в дискусcиях и не бояться брать ответственность на себя.

Идея, дизайн, философия продукта давно стали основной определяющей маркетинговой стоимости и маржинальности бизнеса Сбербанка. Греф и подобные ему визионеры всегда идут впереди, им важно одним из первых заметить тренд. Разумеется, массовое мнение нередко оказывается слишком инертным, чтобы соответствовать изменениям. Но сегодня именно у крупных корпораций и банков есть возможность и ресурс формировать процессы, происходящие в образовании, экономике и бизнесе сегодня, а не 5-10 лет назад. Образование будущего в России — это образование индивидуальности, креатива и всестороннего развития. И пусть иногда инновации воспринимаются в штыки, но будущее, безусловно, строится именно на них.

Источник: pravda.ru